
Как исчисляется сумма налога на земельные участки, приобретённые для жилищного строительства
Физические лица могут приобретать в собственность земельные участки как для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), так и для строительства многоквартирных жилых домов.
Как будет исчисляться налог для таких земельных участков? Подробнее разберем в этой статье.
Начнем с земельных участков, предназначенных для ИЖС. По общему правилу налог на такие земельные участки рассчитывается на первые 10 лет с момента государственной регистрации прав на них с применением коэффициента – 1 (единица).
Например, участок для строительства дома был приобретен в 2020 году. С 2020 по 2030 год налог будет уплачиваться c коэффициентом - 1. Если в 2030 году жилой дом не будет зарегистрирован, то с 11-года (т.е. с 2031) налог будет рассчитываться уже с коэффициентом - 2, пока не будет зарегистрировано право на построенный дом.
Но что если разрешенное использование участка изменилось после его регистрации? Если, предположительно, участок изначально использовался под коммерческие цели (бизнес), а затем был переведен в категорию ИЖС, то первые 10 лет налог будет рассчитываться с коэффициентом - 2. Это произойдет с месяца, когда изменения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Если участок был приобретен в 2019 году, который ранее использовался как магазин, а в 2021 году было изменено его назначение на жилое строение, то с 2021 по 2031 годы (в течение 10 лет) налог будет рассчитываться с коэффициентом - 2.
Теперь рассмотрим земельные участки, предназначенные для жилищного строительства (за исключением ИЖС и жилищного строительства, которое осуществляется на основании договора о комплексном развитии территории). В этом случае налог рассчитывается с коэффициентом - 2 в течение первых трех лет с момента регистрации прав на данные земельные участки и до регистрации прав на построенный жилой дом. Например, гражданин приобрел земельный участок в 2022 году для строительства многоквартирного дома. В первые три года (2022-2025) он будет платить налог с коэффициентом - 2. Если же к 2025 году дом не будет зарегистрирован, с 2026 года налог будет рассчитан с коэффициентом – 4. И этот коэффициент (4) при расчете налога будет применяться до тех пор, пока объект не будет зарегистрирован.
Если же дом успели зарегистрировать до истечения 3 лет, то налог за этот период пересчитывается с коэффициентом - 1, а разница будет считаться переплатой, в том случае, если налог уже был уплачен.
Более подробную информацию обо всех нюансах расчета налога на земельные участки, предназначенные для жилищного строительства, можно найти в ст. 396 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Всем, кто применяет УСН, важно помнить об уплате НДС
УФНС России по Приморскому краю напоминает, что с 1 января 2025 года вступили в силу изменения для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Теперь они признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), если их доходы за предыдущий год превысили 60 млн руб.
Если же доходы остаются ниже этого порога, то автоматически будет действовать освобождение от обязанности по уплате НДС. В таком случае о налоговых обязательствах не нужно будет беспокоиться до тех пор, пока выручка организации или индивидуального предпринимателя с начала года не превысит 60 млн руб. Как только этот лимит будет превышен, освобождение перестанет действовать с первого числа следующего месяца.
Стоит обратить внимание, что данные изменения действуют также для вновь созданных организаций и зарегистрированных ИП.
Для тех, кто не подпадает под освобождение, есть возможность применять пониженные ставки НДС:
- 5% - если доходы не превышают 250 млн руб.;
- 7% - если доходы не превышают 450 млн руб.
Примечание: при применении пониженных ставок 5% и 7% «входной» НДС нельзя принять к вычету.
Подробную информацию об НДС для налогоплательщиков УСН можно найти в методических рекомендациях ФНС России на официальном сайте (www.nalog.gov.ru). В этих рекомендациях содержатся подробные инструкции по расчету налога на добавленную стоимость, порядку заполнения деклараций и другие практические советы.
Подмена трудовых отношений путем заключения гражданско-правовых договоров с самозанятыми
Заключение договоров с самозанятыми в целях подмены трудовых отношений несёт серьёзные риски для работодателя.
ФНС России в письме от 15 апреля 2022 года № ЕА-4-15/4674 подробно описала признаки подмены трудовых отношений в работе с плательщиками налога на профессиональный доход (НПД).
Что необходимо учитывать организациям и индивидуальным предпринимателям при взаимодействии с самозанятыми:
1. Проверить регистрацию исполнителя в статусе самозанятого.
Информацию о постановке на учет физического лица в качестве плательщика НПД можно получить на официальном сайте ФНС в сервисе «Проверить статус налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого)» по ссылке https://npd.nalog.ru/check-status/.
2. Проверить, не был ли самозанятый штатным сотрудником вашей организации.
Согласно части 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (Закон № 422-ФЗ) организациям и индивидуальным предпринимателям запрещено сотрудничать со своими бывшими работниками, пока не пройдет два года с момента увольнения.
3. Привлекать самозанятых для выполнения отдельных работ.
Работа с самозанятыми ведётся более конкретно, заказчик ставит задачу, сроки и оплачивает результат. Компания не может обязать исполнителя делать то, что не предусмотрено гражданско-правовым договором (договором ГПХ).
4. Составить правильный договор.
Для сотрудничества с самозанятыми нужно заключить стандартный договор ГПХ. Предметом договора выступает конкретная задача с конечным результатом, после чего заказчик оплачивает работу.
5. Включить в договор обязанности самозанятого сообщать об утрате статуса и своевременно передавать чек после получения оплаты.
Это позволит перенести ответственность за неожиданную утрату исполнителем статуса самозанятого.
6. Правильно оформлять платежи по договору.
7. Требовать чек от самозанятого.
Чек — обязательный документ при работе в статусе самозанятого. Он подтверждает, что исполнитель получил оплату от заказчика за сделанную работу. В чеках указываются реквизиты, которые в полной мере позволяют идентифицировать оказанные услуги (ч. 6 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). На основании этого документа компания может учесть вознаграждение в расходах и доказать, что деньги получены самозанятым, а акт выполненных работ может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги, для целей налогового учета расходов покупателя. Если в чеке указаны реквизиты акта выполненных работ, считается, что такой документ в полной мере позволяет идентифицировать услуги, то есть требования закона можно считать выполненными (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.04.2024 по делу № А31-6083/2022).
8. Контролировать состояние чеков.
В мобильном приложении «Мой налог» есть функция аннулирования чеков. Некоторые исполнители злоупотребляют данной функцией и аннулируют чеки для уклонения от уплаты налогов. Компании могут проверять актуальный статус чека по ID.
9. Наладить удаленную работу (по возможности).
Если самозанятые инфраструктурно зависимы от заказчика (пользуются чужими ПК, работают в офисе и т.д.), то у налогового органа возникнут вопросы.
Итак, чтобы понять, существует ли риск переквалификации отношений в трудовые, с учётом судебной практики, организациям и индивидуальным предпринимателям следует проанализировать условия заключённых с физическими лицами договоров ГПХ.
Претензии к работодателям могут предъявить не только налоговые органы и Государственная инспекция труда, но и сами физические лица, которые могут быть заинтересованы в том, чтобы договор был признан трудовым. В этом случае с работодателя будут взысканы денежные средства в счёт оплаты отпуска, возмещения морального вреда, а также в качестве страховых взносов для обеспечения пенсионных прав работника.
Поэтому налоговая служба призывает руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей исключить подмену фактических трудовых отношений и заключать гражданско-правовые договоры только с реальными плательщиками НПД.
Самозанятость вошла в моду у бизнеса Приморья
В последние годы самозанятость в Приморье приобретает всё большую популярность, и это не случайно. Число жителей региона, работающих в качестве плательщиков налога на профессиональный доход (НПД), продолжает стремительно расти. Так к январю 2025 года количество самозанятых достигло 117 тыс. человек, а к апрелю этого же года показатель увеличился почти на 8% и составил 126 тыс. человек.
За время действия специального налогового режима в регионе было сформировано более 32 млн чеков. Сумма уплаченного налога составила порядка 2 млрд руб., а общий доход самозанятых составил более 53 млрд руб.
На сегодняшний день самыми популярными видами деятельности среди плательщиков НПД являются:
- автоперевозки;
- бьюти сфера;
- ремонт (строительство);
- сдача в аренду жилых помещений;
- информационные услуги (маркетинг, реклама);
- продукция собственного производства (выпечка, вязание, рисование и другие).
Современные технологии, упрощенная процедура регистрации и льготные ставки налога (4% за расчеты с физическими лицами и 6% - с юридическими лицами) делают этот режим особенно привлекательным. Разнообразие сфер деятельности активно способствуют тому, что все больше людей выбирают путь самозанятости.
УФНС России по Приморскому краю отмечает: нет необходимости обращаться в налоговые органы для регистрации в качестве самозанятого. Достаточно скачать приложение «Мой налог», ввести личные данные, а также сделать фотографию (селфи) с паспортом. После этого все операции можно выполнять через приложение: регистрировать чеки и уплачивать налог на профессиональный доход.
Помимо этого, зарегистрироваться плательщиком НПД можно при помощи сервиса ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», а также через единый портал Госуслуг.